flexsmm

Антиох IV и Иудея

1 Книга Маккавейская

   1:10-15. И вышел от них (македонских царей) отросток греха - Антиох Эпифан, сын царя Антиоха, который (Эпифан) был заложником в Риме и воцарился в 137 г. царства эллинского [176/175[i] г.]. В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: «Пойдем заключим союз с соседними нам народами[ii], ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добром показалось это слово в глазах их (многих). Некоторые из народа (сами) изъявили желание и (по доброй воле) отправились к царю. И он дал им право исполнять установления языческие[iii]. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, сделали себе (искусственную) крайнюю плоть [из накладных чехлов], отступили от Святого Завета, соединились с язычниками и продались в наймиты Злу[iv].

   20-28 ...Антиох возвратился (из египетского похода) в 143 г. [170/169 г.] и пошел против Израиля[v], и вступил в Иерусалим с сильным ополчением, с надменностью вошел в святилище и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снару­жи храма, и все обобрал. Он взял и серебро, и золотые драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие только смог найти. А забрав все, отправился в свою землю и совершил убийства, и вещал с великой над­менностью. Поэтому был великий плач в Израиле, во всех краях его. Стенали начальники и старейшины, изнемогали девушки и юно­ши, и изменилась красота жен­ская. Всякий жених предавался предавался плачу, и сидящая в брачномъ чертоге была в скорби. Сама земля задрожала за своих обитателей, и каждый дом Иакова [=иудейский]  облекся стыдом.

   29-40. По прошествии двух лет царь прислал начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большим полчищем, и коварно говорил им слова миpa. И они поверили ему, но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычу из города и сжег его в огне, и разрушил его дома и стены вокруг него. И увели в плен жен и детей, и завладели скотом. (Кроме того, заново) обвели Город Давида [цитадель] большой и крепкой стеной с крепкими башнями, и он сделался для них крепостью. И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в крепости, запаслись оружием и продовольствием и, собрав все, добытое в Иерусалиме, сложили там, и сделались (словно) большими тенетами [=большой опасностью], и это было постоянной засадой для святилища и злым дьяволом для Израиля: они проливали невинную кровь вокругъ святилища и оскверняли святилище. А жители Иерусалима разбежались от них, и он сделался жилищем чужаков и (сам) стал чужим для своего рода, и дети его оставили его. Святилище его запустело как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношениe, честь его - в унижение. По мере (былой) его славы (теперь) выросло его бесчестье, и величие его превратилось в (великое) горе.

41-51 Царь Антиох начертал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля при­няли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послалъ с вестниками грамоты въ Иерусалим и в города Иудеи, чтобы они следовали узаконениям, чужим для этой страны, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияния въ святилище, чтобы ру­гались надъ субботами и праздни­ками,. и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идолам, и приносили в жертву свинину и нечистых животных, и оставляли своих сыновей необрезанными, и оскверняли души всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли Закон и изменили все установления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти. Согласно этому писал онъ всему своему царству и поставил надзирателей над всем народом, повелел городам Иудеи приносить жертвы, (свои) в каждом городе.

    52-64. И собрались к ним многие из народа - все, которые оставили Закон - и совершили зло на земле, и заставили Израиль укрываться во всяком его убежище. 15-го Кислева 145-го года [декабрь 168 г.] учинили на жертвеннике мерзость запустения, и в иудейских городах кругом построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицахъ совершали воскурения (богам), и книги Закона, чуть находили, разрывали и жгли огнем, а у кого находили книгу Завета и кто держался Закона, тех по повелению царя предавали смерти. С таким-то насилием они поступали с израильтянами, приходившими каждый месяц в города (на иудейские религиозные празднества новомесячия). И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, что был над алтарем, они, по данному повелению, убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шею, расхищали их дома, а совершавших над ними обрезание (тоже) убивали. Но мнoгиe в Израиле оста­лись тверды и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться (нечистой) пищей и не поругать святого Завета - и уми­рали. И был величайший гнев над Израилем

 

***

 

2 Книга Маккавейская

 

4:7-17. ..Когда умер Селевк, и получил царство Антиох по прозвищу Эпифан, тогда домогался первосвященничества Ясон, брат (действующего первосвященника) Онии, пообещав царю при свидании 360 талантов серебра и с ряда доходов еще 80 талантов, а сверх того обещал (на будущее) подписать 150 талантов (ежегодно), если ему будет предоставлено его собственной властью устроить училище для телесного упражнения юношей и записать всех жителей Иерусалима в граждане по антиохийскому праву (досл. «в антиохийцы»). Когда царь дал согласие, и он получил власть, тотчасначал склонять своих соплеменников к эллинским нравам. Он отказался от льгот (=прав религиозного самоуправления по Закону Моисея), человеколюбиво предоставленных иудеям от царя (Антиоха III) по ходатайству Иоканаана, отца Эвполемона, который (еще) предпринимал посольство к римлянам о дружбе и союзе. Нарушая законные учреждения, он (Ясон) вводил противные Закону обычаи. Намеренно под самой крепостью он построил училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку[vi]. Так явилась склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Ясона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники пере­стали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радея о жертвах, спешили принимать участие в противных Закону играх палестры по призыву бросаемого диска. Они ни во что не ставили отечественный почет, только эллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями; ибо невозможно безнаказанно нечестиво поступать против Божественных законов, как показывает наступающее за тем время.

18-20. Когда праздновали в Тире пятилетние игры, и царь присутствовал там, тогда нечестивый Ясон послал туда зрителями иудеев-«антиохийцев» из Иерусалима, чтобы доставить 300 драхм серебра на жертвоприношение Геркулесу; но сами принесшие просили не употреблять их в жертву, считая это неприличным, и назначить на другие расходы. Итак, им (были) посланы деньги в жертву Геркулесу от имени посылавшего, а принесшими они обращены на устройство греческих судов.

21-22. Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, был послан в Египет по случаю восприятия престола царем Птолемеем Филометором (по случаю его совершеннолетия [173 г.]) Антиох заподозрил Птолемея во враждебности своим интересам и, посилясь обезопасить себя от него и отправившись поэтому в Иoппию, (по дороге) пришел в Иepycaлим. Великолепно принятый Яcoном и городом, он вошел при светильниках и восклицаниях, и оттуда отправился с войском в Финикию.

23-29. По прошествии трех лет[vii] Ясон послал Менелая, брата вышеозначеннаго Симона[viii], чтоб он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах. Он же, представившись царю и польстив ето власти, восхитил себе первосвященничество, надбавив 300 талантов серебра против Ясона. Получив от царя приказания, он возвратился, не принеся с собой ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя. Так Ясон, обманувший своего брата, сам был обманут другим, и как изгнанник удалился в страну Аммонитскую (в составе Набатейского царства Ареты). Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования, ибо на нем лежал сбор податей; по этой причине оба они были вызваны царем. Менелай оставил преемником первосвященства брата своего Лисимаха, а Сострат - Кратита, начальника Киприотов.

30-38. В то время, как это происходило, взбунтовались жители Тарса и Малла из-за того, что они были отданы в дар царской наложнице Антиохиде. Поэтому царь спешно отправился (туда), чтобы привести дела в порядок, оставив вместо себя Андроника, одного из высших сановников. Тогда Менелай, думая вопользоваться благоприятным случаем, похитил из храма некоторые золотые сосуды и подарил Андронику, а другие продал в Тире и окрестных городах. Наверное выяснив это, Ония изобличил его, а (сам) удалился в безопасное место - Дафну, лежащую рядом с Антиохией. Поэтому Менелай, улучив наедине Андроника, просил его убить Онию; и тот, пришедши к Онии и коварно уверив его, дав руку с клятвою, хотя и был (у Онии) в подозрении, убедил его выйти из убежища - и тотчас убил, не устыдившись (того, что об этом станет известна) правда. Этим были раздражены не только иудеи, но и многие из других народов, и (все они) негодовали на беззаконное убийство этого мужа. Когда же царь возвратился из областей Киликии, то иудеи, находившиеся в городе (Антиохии), вместе с вознегодовавшими эллинами донесли ему, что Ония убит безвинно. Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое благочиние умершаго, и в гневе на Андроника, тотчас сорвав с него пор­фиру и изодрав одежды, приказал водить его по всему городу и на том самом месте, где он злодейски погубил Онию, казнит убийцу, чем Господь воздал ему заслуженное наказание.

39-42. Когда же в городе (Иерусалиме) были произведены многие святотатства Лисимахом, с соизволения Менелая, и разнесся о том слух, то народ восстал на Лисимаха, ибо похищено было множество золотых сосудов. Когда восстал народ, ис­полненный гнева, то Лисимах вооружил до трех тысяч человек и начал беззаконное насилие под  предводительством одного тирана, старого годами и не менее застаревшего в безумии.Увидав такое насилие Лисимаха, одни схватили камни, а другие - толстые колья, а иные, хватая с земли пыль, бросали все вместе на людей Лисимаха, и таким образом многих из них (людей Лисимаха) ранили, других поразили (насмерть), и всех обратили в бегство, а самого святотатца умертвили близ сокровищницы.

43-50 По этому поводу состоялся суд над Менелаем. Когда царь прибыл вТир, то посланные от собрания старейшин (герусии, взявшей власть в Иерусалиме( трое мужей представили ему жалобу. Менелай, уже арестованный, обещал Птолемею, сыну Доримена[ix], большие деньги, если он упросит за него царя. И Птоломей, отозвав царя в притвор под предлогом отдохновения, извратил дело. Менелая, виновника всего зла, освободили от обвинений, а несчастных, которые если бы и пред скифами говорили, были бы  отпущены неосужденными, осудили на смерть (как членов герусии, чьи действия теперь были квалифицированы как узурпация). Так скоро понесли неправедную казнь говорившие в защиту города, народа и священных сосудов. Тирийцы, негодуя на это, щедро доставили все необходимое для их погребения. А Менелай, при любостяжании начальствующих, удержал за собой власть и, возрастая в злобе, сделался жестоким врагом граждан.

5:1-10 Около этого времени Антиох предпринял другой поход на Египет [170 г.][x] (...). Когда потом (во время пребывания Антиоха в египетском походе 170 г.) разнесся ложный слух, что Антиох умер, Ясон, собрав не менее тысячи людей, сделал  внезапное нападение на город (Иерусалим). Когда они взошли на стену и наконец город был взят, Менелай убежал в Крепость (цитадель Иерусалима). А Ясон нещадно производил кровопролитие между своими согражданами, не размышляя о том, что успех против одноплеменников есть величайшее несчастье, и воображая получить  трофеи как бы над врагами, а не одноплеменными. Впрочем, он так и не достиг начальства, а концом всех его замыслов было то, что он с позором, как беглец, должен был уйти (обратно) в страну Аммонитскую. Концом его злобной жизни было то, что, не допущенный к Арете, владетелю Аравийскому (царь Набатеи, верховный правитель Аммонитиды), он бегал из города в город. Всеми преследуемый и ненавидимый, как отступник от законов, и презираемый, как враг отечества и сограждан, он был изгнан в Египет. (Впоследствии Ясон - ) тот, который столь многих изгнал из отечества, сам погиб на чужой стороне, прийдя к Лакедемонянам и надеясь, по сродству происхождения[xi], найти у них прибежище. Оставив многих без погребения, он сам остался неоплаканным и не удостоен ни погребения, ни отеческого гроба.

5:11-17 Когда все происшедшее (временная победа Ясона над Менелаем) дошло до слуха царя, он подумал, что Иудея отлагается от него, поднялся из Египта, рассвирепел в душе и взял город (Иерусалим) вооруженной рукой. Он приказал воинам не­щадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять, кто станет скрываться в дома. Так совершилось избиение молодых и старых, умерщвление мужей, жен и детей, заклание дев и младенцев. В три дня были погублены восемьдесят тысяч человек: сорок тысяч пало от рук убийц и не меньшее количество было продано в рабство. Но не удовольствовавшись этим, он (Антиох) дерзнул войти в святейший на всей земле Храм, имея проводником Менелая, этого предателя законов и отечества. Прини­мая скверными руками священные сосуды и иные вещи, пожертвованные от других царей на возвеличение и славу и честь святого места, восхищая их не­честивыми руками, он раздавал их. И превознесся Антюх в своих мыслях (...).21-23. Итак, Антиох, похитив из храма 1800 талантов, поспешно удалился в Aнтиохию, в превознесении серд­ца находя возможным сделать землю судоходной и море сухопутным. Между тем он (Антиох) оставил приставленными, чтоб угнетать народ, в Иерусалиме - Филиппа, родом фригийца, нравом же человека еще более жестокого, чем тот, кто поставил его, а в Гаризине - Андроника, и сверх того Менелая, который превзошел прочих злобой к жителям и был враждебно настроен к гражданам/сообщинникам (polites[xii]) иудейским.

24-26. Он (Антиох) послал виновника нечестия - Аполлония с 22-мя тысячами войска, повелев всех взрослых избить, а женщин и детей продавать в рабство. Аполлоний же, пришедши в Иерусалим и притворно храня мир, медлил до святаго дня субботы и, застигнув иудеев во время (субботнего) покоя, велел своим людям вооружиться; всех, вышедших на это зрелище, он умертвил и, вторгшись с войском в город, избил множество народа.

*** 

6. 1-11. Спустя немного времени царь послал одного Геронта Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, — храмом Юпитера Странноприимного. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.  Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.  И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.  Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.  С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса. 
Такое повеление вышло и соседним эллинским городам, по наущению Птоломея, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы,  а не соглашавшихся переходить к эллинским обычаям убивали. Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие.  Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и за это, привесив к сосцам их младенцев и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены. Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмый день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня.

 

ИОСИФ ФЛАВИЙ. ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ

 

 

12.4. Когда же Селевк умер, власть перешла к его брату Антиоху, прозванному Епифаном. 12.5.1. Так как около этого времени умер также и первосвященник Ония, то Антиох предоставил сан его, в виду малолетства сына Oнии, брату его (Иисусу-Ясону).

12.5.1 ...Они ... заявили ему (Антиоху) о своей готовности отказаться от своих законов и своего государственнаго устрой­ства и принять установления царя и греческую форму правления. Потом они просили его разрешить им построить в Иepycaлиме школу для гимнастических упражнений. Получвв на то его coгласие, они стали при­крывать наготу свою, чтобы не видно было их обрезания и чтобы с внешней стороны походить на греков, и, оставив все свои прежние обычаи, стали теперь во всем подражать другим народностям.

12.5.1. ...Иисус однако - так звали брата Oнии - вскоре был лишен первосвященнического сана, потому что царь рассердился на него и передал этот сан его младшему брату, (также) носившему имя Онии. Таким образом, у Симона было трое сыновей, к каждому из которых, как мы показали, постепенно и переходило первосвященство. Иисус изменил свое имя в Ясона, а Ония в Менелая.

2.5.1. Когда прежний первосвященник Иисус восстал против позже назначеннаго на этот пост Менелая, и народ разделился на две партии, то на сторону Менелая стали Тобиады (наследные иудейские владетели в Аммонитиде, родом из Иерусалима, сохранившие тесные связи и владения в Иудее). Однако преобладающая масса народа заступилась за Ясона, и последний  настолько стеснил Менелая и Тобиадов, что они бежали к Антиоху и заявили ему о своей готовности отказаться от своих законов и своего государственнаго устрой­ства и (окончательно) принять установления царя и греческую форму правления.

12.5.3. Вернувшись из Египта... царь Антиох пошел войною на город Иерусалим и, придя туда в 143-м году после воцарения селевкидской династии, взял город без боя, потому что приверженцы его отворили ему ворота. Овладев таким образом Иерусалимом, он перебил множество противников своих и награбив значительное количество денег, возвратился в Антиoxию[xiii].

12.5.4. Двумя годами позже, именно в 145-м году, в двадцать пятый день того месяца, который у нас назы­вается Кислевом, у македонян же Апеллеем, в течение сто пятьдесят третьей олимпиады, царь во главе огромнаго войска вступил в Иерусалим и обманным обраэом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил даже тех, которые впустили его в город, в виду находившихся в храме богатств; побуждаемый своим корыстолюбием и намереваясь ограбить храм, в котором он заметил множество золота и прочие столь же дорогие жертвенныя приношения, ов решился нарушить данное тем людям слово. Итак, он совершенно ограбил храм, не пощадив даже священной утвари, золотых светильников, золотого алтаря, трапезы и жертвенников, и даже не отказался от занавесей, вырванных из виссона и пурпура; равным образом опустошил он и тайную сокровищницу в тем вверг иудеев в большое горе. К тому же он запретил им совершение ежедневных жертвоприношений, которые они по закону приносили Господу Богу. Затем он совершенно разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более десяти тысяч человек стало рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находивппйся в нижней части города холм, называвшейся Акрой. Этот холм был высок и господствовал над храмом; поэтому то царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своии согражданам много бедствий. Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т. е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным. Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им своих собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздви­гать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были еже­дневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрета. С этою же целью ои назначил особых надзирателей, в обязанности которых лежало принуждать евреев в исполнение всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха пред угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не обращали внимания на царя, ставя исполнение издревле установленных обычаев выше наказания, которым тог угрожал за ослушание, и потому ежедневно нескольким из них пришлось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали в крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни чрез удушенье и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Если же у кого либо находили книгу со священными законами, то она унич­тожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкой смертью.

 

 *** 

 

КНИГА ДАНИИЛА

 

11:28. И отправится он (Антиох) в землю свою (из Египта) с великим богатством и враждебным намерением против святого Завета, и он исполнит его и возвратится в свою землю (170 г.)

11:29-35. В назначенное время опять пойдет он на юг, но последний поход не такой будет, как прежний, ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские (римские); и он упадет духом и возвратится (168 г.), и озлобится на святой Завет и исполнит свое намерение и опять войдет в соглашение с отступниками от святого Завета. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставить (вместо нее в Храме) мерзость запустения. Поступающих нечестиво против Завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действо­вать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут некоторое время страдать от меча и огня, от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.

11:36-39. И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо что предопределено, то исполнится. И о богах отцовских не помыслит и ни желания жен (своих), ни даже божества никакого не уважит[xiv], ибо возвеличит себя выше всех. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали его отцы, он будет чествовать золотом, и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями. И устроить сильную крепость с чужим богом: кто признает его, тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.



 

 

[i] От осени до осени. Реально Антиох воцарился в 175 г.

[ii] Формальное нарушение ключевого требования Пятикнижия (Исх.23:32, Исх.34:15).

[iii] Не опасаясь смертной казни, положенной за это по Закону Моисея. До этого со времен персов соответствующую власть первосвященников над всеми иудеями санкционировала, поддерживала и узаконяла власть их чужеземных владык.

[iv] Досл. продались (Злу), чтобы делать зло.

[v] От начала до конца все наши тексты Израилем и иудеями называют почти исключительно адептов иудаизма, но не этнических евреев, отрекшихся от Яхве и Моисеева Закона.

[vi] Имеется в виду искусственная крайняя плоть, которую в палестре и приходилось надевать, так как выступали там обнаженными.

[vii] По-видимому, от начала собственного первосвященства, а не от предыдущего события, ср. всю систему дат в целом.

[viii] Симон Вениаминит, враг бывшего первосвященника Онии, брата Ясона.

[ix] В тот момент - гетайр Антиоха, бывший наместник Кипра при Птолемее Филометоре, передавший его Антиоху и получивший от последнего пост стратега Финикии и Келесирии (2 Макк.10:12, 8:8). Передача Кипра не могла состояться задолго до войны Антиоха с Египтом, описанной в 2 Макк.5:1слл. (170 г.), поскольку накануне, по 2 Макк.4:21-22, при вступлении Филометора на престол, Антиох еще поздравил его с воцарением, хотя сразу «заподозрил его враждебным своим интересам и, стараясь обезопасить себя против него», прибыл с войском в Яффу (Иоппию) через Иерусалим, см. выше. Переход Кипра к Антиоху был равносилен неизбежной войне с Египтом и сам проходил на фоне каких-то антиегипетских действий, ср. ниже Макк.5:1.

[x] Таким образом, «другому походу» 170 г. уже предшествовала какая-то кампания против Египта; в ее ходе, очевидно, в руки Антиоха и перешел птолемеевский Кипр.

[xi] Имеется в виду иудейская теория об общем происхождении иудеев и спартанцев от Авраама, 1 Макк.12:21, основанная на греческих рассказах о происхождении тех или иных народов от финикийцев.

[xii] Т.е. именно к тем, кто продолжал себя считать членами иудейской религиозной общины, сохранившими приверженность Закону (в противном случае стояло бы «к мужам иудейским»).

[xiii] У Иосифа Флавия все последующие события существенно спутаны и смешаны друг с другом.

[xiv] Несомненная аллюзия на эталон израильского нечестия - царя Ахава, который согласно Ветхому Завету почитал вместо Яхве финикийского Баала по наущению своей жены, финикиянки Иезабели. У Антиоха, по мысли автора, нет даже того оправдания, что он действует под влиянием жены и почитает известное в его мире божество.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.